Нетрадиционная медицина
ДАО И АКУПУНКТУРА
АКУПУНКТУРА И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Созерцание того, как появляются звезды созвездия Стрельца и Девы (Epi de la vierge), изображающего рога знаменитого дракона, наблюдение вечного движения двух братьев-врагов Сина и Тсана (Антареса и Ориона) позволяют человеку понять, что в этом постоянном вращении всемирного тяготения он всего лишь "путешественник в пространстве, одно из движущихся тел, связанное с законами Вселенной".
Космическая философия даосской медицины может рассматривать человека лишь в его целостности, с учетом окружающего мира. И действительно, согласно ей даже биение сердца является всего лишь частицей энергии, чи или ки данной ему с момента рождения. Китайская медицина не может, соответственно, изучать человека, обрезая корни, которые связывают его с законами всеобщих взаимопревращений.
О происхождении акупунктуры рассказывает нам легенда о трех демонах. В те далекие времена внутренние болезни были делом рук злых духов, поселившихся во всем теле человека или в его части. Однажды в ногу охотника с внешней стороны лодыжки неожиданно вонзилась стрела. Охотник отправился на поиски шамана, который вытащил стрелу и перевязал рану, после чего она сильно кровоточила. Когда рана начала заживать, охотник от радости пустился в пляс. Он сказал: "Перед тем, как меня ранили в течение многих дней я страдал от жгучей боли, пронизывающей мои почки и доходившей до самых лодыжек. Эта стрела была волшебной: она убила kouei, потому что с тех пор, как ты меня перевязал, я больше не страдаю".
Шамана все это заинтересовало, и он глубоко задумался над этим случаем. Потом он отправился на поиски женщины, которая, похоже, страдала тем же заболеванием. Вооруженный своей стрелой, шаман рассказал женщине, что произошло и предложил ей повторить опыт Женщина храбро согласилась. Несколько позднее она говорила: "Спасибо, ты победил этого kouei: он меня больше не мучает" Так родилась акупунктура. Впоследствии шаман заметил, что, если он приходил слишком поздно и kouei уже успевали победить жизненные силы, и защищающих больного духов , стрела не имела своей силы. В это же самое время произошел такой случай. Горящая головня упала на почти парализованные руки одного человека, гревшегося у костра. Эта головня задела область, прилегающую к локтю - в точке кои ожог был не очень серьезным и, к величайшему удивлению больного, он снова мог двигать руками Живые духи были вновь реанимированы теплотой. У шамана появилась идея прижигать определенные точки на теле, чтобы реанимировать жизненных духов, побежденных злыми духами. Так родились као5. Каждый из тринадцати демонов имел в человеческом теле свое излюбленное жилище. Отсюда - тринадцать первых локализованных точек акупунктуры.
В конечном итоге, не так уж важно, правдивы ли легенды. По китайской традиции, происхождение медицины связывают с именем мифического императора Шень-Нуна, который приблизительно в 3218 году до н.э.6, написал книгу, посвященную проблемам медицины. Считают, что положения этой книги лежат в основе главных современных открытий в медицине.
МЕДИЦИНСКИЙ ТРАКТАТ 5000-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ
Наиболее авторитетные книги древне-восточной цивилизации на медицинскую тематику, к которым постоянно обращаются во всевозможных исследованиях, являются одновременно и наиболее древними документами из сохранившихся до наших дней.
Это два трактата, называемые Наньцзин, каждый состоял из 81 главы - Лин Шу и Су Вэнь. По преданию, они были составлены приблизительно к 2800 году до н.э. императором Хуаном Ди (Houang) - "Желтым императором" и шестью его медицинскими советниками. Просуществовав столетия, Наньцзин появлялся в многочисленных редакциях Наиболее классической из них явля¬ется, несомненно, интерпретация, сделанная Ван Пином (Wang Ping) в 762 году нашей эры. Именно этот оригиналный-китайский текст был переписан при династии Сонг (960-1126 н.э.) и при династии Минг (1368-1644 н.э.) и воспроизве¬ден доктором Нгуен Ван Нгхи в конце первого тома сделанного и прокомментированного им перевода этого трактата по космологии и энергетической физиологии. Перевести Наньцзин - означает разобраться в китайских идеограммах и, одновременно, постичь идеи акупунктуры; перевод доктора Нгуена Ван Нгхи является первым переводом на Западе, позволившим передать все богатство мыслей и идей, содержащихся в трактате8.
Справедливо было бы спросить: почему до нас не дошла оригинальная версия этой книги? Безусловно, в какой-то период ее сочли, подобно многим произведениям, "проклятой" книгой те, кому было выгодно уничтожить знания, мешающие утвердить свое господство... Известно, например, что в 214 году н.э. Че-Нуанг-Ти - "тиран династии Цинь (Tsin)" (256-208 г.г. до н.э.) "согромной плетью" стал во главе всего мира (...)
Для достижения своих целей он победил всех правителей и пренебрегая теми нормами морали, которым следовали древние короли, сжег Сто Школ, чтобы в конце концов сделать людей глупыми..."
ЦИКЛ ЯН И ИНЬ
Человек, согласно даосизму, вибрирует в резонансе с гигантскими волнами, идущими из космоса, о которых Форстер говорил , как о космических лучах-векторах. В пространстве и во времени подобная синусоидальная волна, эта великая вибрация, распадается на две полуволны, одна из которых - положительная, а другая - отрицательная. Отсюда ведут свое происхождение Ян и Инь... Тем не менее, они являются и чем-то качественно иным, чем просто два противоположных полюса.
Ян и Инь не противопоставлены друг другу, а, напротив, объединены. Именно из этого единения и рождается созидательный ритм. Так, в древнем Китае женщины и мужчины в поэтическом весеннем состязании уподоблялись двум соперникам. Ян вызывал, а Инь - отвечал, и они состязались между собой, прежде, чем соединиться.
"Ян и Инь не противоположны друг другу подобно Бытию и Небытию, они даже не различаются по типу разных родов. Стремясь постичь всю глубину противоречий между двумя аспектами , Ян и Инь, предполагают, что они дополняют и завершают друг друга и в реальности, и в мышлении. Проявления их многообразны. Одни из них - кто может проявляться одновременно, связаны простой и отдаленной общностью; они эквивалентны и проникают друг в друга, не смешиваясь при этом. Другие - те, кто находятся в конкретных отношениях противопоставляются, но они связаны общей взаимозависимостью, благодаря которой осуществляется их циклическая последовательность". Выявленная на Западе связь причины со следствием в динамических процессах заменяется иерархическим отношением. Связь между одним или многими феноменами никогда не может быть отношением индукции и дедукции, а всего лишь отношением сравнения. Ян и Инь - это качества, которые проявляются лишь в случае их приложения к субстанциональному и в их сопос¬тавлении друг с другом. Однако, помимо этого, Ян и Инь являются и количествами в движении Ян и Инь.
В качестве примера возьмем смену дня и ночи. Это несложное понятие поможет нам проследить за ходом рассуждений, на которых базируется акупунктура:
- в полдень солнце находится на самой высокой точке своего движения, это период Ян и Инь или дневного "Старого Яна";
- от полудня до 18 часов Инь врастает в Ян;
- с 18 часов до сумерек Ян и Инь находятся в равных количествах Это равенство, формируясь в движении Инь, возрастающем в Ян, позволяет назвать этот период дня "Инь и Ян" или "молодого Инь",
- в полночь он достигает своего максимума. Этот период называется "Инь из Инь" или "Старый Инь"; - с 6 часов утра Ян, возрастая в Ине, достигает равенства с Инь.и этот период называется Ян в Ине или "молодой Ян"
Диаграммы и этот пример позволяют показать иерархический ритм одно из явлений - ритм, применимый, конечно, и к другим категориям- сезонным, физическим, психическим, социальным и т.д. Для того, чтобы представить ритм сезонов или любую другую "тему", необходимо лишь изменить ориентиры и время.
Благодаря этому знанию ритмов, совсем несложно переходить от одной категории к другой. Таким образом, пространство и время, точно также, как говорит об этом и современная физика, не являются более взаимозависимыми категориями не связанными с физическими и математическими отношениями.
Это знание, совершенно очевидное для китайцев с самых древних времен, совершенно сбивало с толку людей западной традиции. Они никак не могли "уловить", (если можно так выразиться), подобный уровень постижения и восприятия мира как огромного Целого, энергетического континуума.
Именно этот уровень постижения, знание качества достижения Инь и Ян в определенном месте позволило проследить на уровне микрокосмоса, человеческого тела, картину соответствия между, например, иерархизированной категорией времени в ее отношении к одному дню, или одному году, и иерархизированной теорией пространства в ее отношении к поверхности человеческого тела. Подобное постижение сущности материи очень сходно с тем, которое предоставляет нам современная физика-"Теория волн, которой интересовались китайцы, Quin и Han, была связана с вечными "приливами и отливами" фундаментальных, естественных принципов Ян и Инь. Атомистическая теория, особенно начиная со 11-го века проникала в Китай благодаря буддистским контактам с Индией, но она совершенно не привилась в китайской научной культуре"
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: ПРОФИЛАКТИКА
Медицина даосизма стремится уравновесить человечес¬кий макрокосм со всемирным микрокосмом. Если будет достигнуто равновесие, человек забудет, что такое болезнь. Человеку не будет также известна боль, неорганизованность и скорбь. Эта медицина является, профилактической медициной. Доказательством может служить такой исторический факт: императоры Китая платили своим врачам лишь в том случае, если они вообще не заболевали.
Действие акупунктуры .таким образом, сводится к следующему чтобы излечить пациента, надо определить у него отсутствие благоразумия-умеренности .. И сделать это следует еще до того момента, когда это отсутствие благоразумия (Ян) вызовет болезнь (Инь). Из этого вытекает - врач должен прекрасно знать весь иерархический порядок, а также взаимодействие между составляющими, независимо от того, идет ли речь о вселенной или о человеке, или о связи человека со вселенной. Врач помимо этого должен уметь наблюдать как за движением звезд, временами года, приливами и отливами, так и за сменой этапов человеческой жизни, за особенностями языка; глаз или кожи, тембра голоса, прозрачностью взгляда и проницательного сознания... И еще более сложные вещи: он должен разбираться в связях, существующих между "точками акупунктуры", частями тела и тремястами шестьюдесятью пятью днями года. Он должен также знать о соответствиях между меридианами и двенадцатью месяцами года, между пятью органами и пятью небесными сезонами или пятью элементами земли.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
Понятие о пяти элементах Земли не является характерным для энергетической физиологии акупунктуры. Оно описано в Хун Фань (Hong fan), которую Гране считал наиболее древним очерком по китайской филисофии. Каковы бы ни были области применения этого понятия до наших дней оно дошло в подсознании китайцев, которое, как говорил Онг с присущим им стремлением к иерархизации составляет часть их первоначальных архетипов. Благодаря острой наблюдательности даосы классифицировали все проявления животворящего дыхания космоса на пять взаимозависимых категорий.
Шесть энергий Неба должны до начала своей созидательной работы встретиться с пятью элементами Земли. Эти пять элементов, динамизированных космической энергией, поддерживают дыхание Земли. Все что сознательно или бессознательно исходит от Земли разделено на пять категорий или пять иерархий. Каждая из них носит свое собственное имя по названию соответствующего земного элемента: вода - земля - огонь - дерево - металл. Эти пять категорий не являются застывшими и неподвижными: они постоянно превращаются друг в друга.
Перевод китайского выражения У-Син (Wou Hing) как "пять элементов", очень неудачен. У-Син скорее означает "пять в изменении", "пять в действии". Любое восприятие, любая деятельная сила и любая жизнь являются следствием равновесия между этими пятью категориями. Законы, управляющие ими, применимы для каждой из них. Это является основополагающим, поскольку соответствия между элементами не мимолетны и не случайны.
Так:
- вода, символ минимальной активности, символ пас сивности, соответствует земле, эпохе длительного отдыха земльки людей, ее обрабатывающих;
- земля представляет нейтральную энергию центра, ось, вокруг которой вращаются, находясь в зоне ее притяжения, циклические изменения вселенной.. Она, в сущности, является центром четырех других элементов и соответствует сезону, традиционно обозначаемому "конец лета";
- огонь, символ максимальной активности, кульминации, логически соответствует лету;
- дерево соответствует востоку, и, соответственно, вос ходу солнца, а также рождению, сезону весны. Поскольку в это время года скорость роста растений достигает своего максимума, дерево соответствует также и росту;
- металл, символ убывающего, соответствует осени.
Пять элементов в человеке.
Человек связан с пятью элементами (категориями) посредством пяти своих органов: почек - печени - сердца - селезенки - легких.
"Каждый элемент (категория) действует при наличии внешнего стресса на каком-то из уровней своих органов, следовательно, он обладает силой воздействия на этом уровне, и эта сила имеет сигнификативное значение". Так, если печень соответствует весне, это означает, что в это время года печень работает с максимальной активностью. Как следствие этого, весной печень становится наиболее чувствительной к стрессам, к нарушению функционирования. Подобным образом происходит все и с другими органами: с сердцем летом, селезенкой в конце лета, легкими -осенью, почками - зимой. Не случайно и то, что зеленый цвет, соответствующий дереву, соответствует в человеке печени и ее "внутренней паре" - желчному пузырю, поскольку зеленый цвет - цвет желчи.
В энергетической физиологии значительное место уделяется изучениям законов, управляющих пятью элементами в человеке. Эти знания позволяют при скрупулезном наблюдении за всеми клиническими признаками, учитывая самые мельчайшие детали, предвидеть наступление болезни и начать лечить человека еще до того, как проявятся ее явные признаки. В то же время надо продолжать наблюдение за развитием болезни подобно тому, как охотник все время, идя по его следам, выслеживает животное. Если болезнь излечима, врач должен об этом знать. Если болезнь неизлечима, врач также способен это определить, и даже с точностью предсказать час смерти больного - час, когда завершается цикл.
ЧИСТЫЕ ЭНЕРГИИ
Большой оборот энергии не охватывает всю основную энергию. Часть ее непосредственно распределяется, направляясь из желудка и легких по пяти органам. Она остается в этих органах и питает их. Подобная энергия называется чистой энергией пяти органов. Являясь квинтэссенцией и сублимацией основной энергии, она получила название "чистой". Энергия же "циркулирующая" или "защитная" -"нечистая".
В данном случае, термины "чистая" и "нечистая" не противопоставлены: традиционно, в Китае считают чистыми или благородными функции управления или познавания. Функции питания, защиты или покровительства - считаются нечистыми. Эти два типа находятся между собой не в антагонистических отношениях, а во взаимодополняющих, - они не могут существовать друг без друга. Часть подобной чистой энергии пяти органов, происхождение которой - исключительно пищевого характера, называется также энергией пяти вкусов. И в самом деле, китайцы рассматривают вкусовые ощущения, как сублимации продуктов питания, с которыми они связаны. Именно по этой причине, и в противоположность, например, адептам Осавы (Osha-wa), даосы не рекомендуют слишком тщательно пережевывать пищу: может исчезнуть вкус пищевого продукта, который попадает в организм или его ki. По аналогичной причине в китайской кухне такое огромное значение отводится специям: уравновесить вкусовые ощущения - означает привести в равновесие чистую энергию органов, обрести силу, здоровье и мудрость
Если энергия пяти вкусов находится в органах в слишком большом количестве, она переходит в почки, где питает прародительскую энергию. Поэтому tinh одновременно обозначает чистую энергию пяти органов и прародительскую энергию.
ОЧИЩЕНИЕ ЧИСТЫХ ЭНЕРГИЙ
Ментальная энергия или than формируется посредством объединения двух прародительских энергий (или объединения двух tinh) противоположных полярностей, исходящих от родителей в момент зачатия. В течение жизни она поддерживается тем, что очищается чистой энергией пяти органов и энергией дыхания, следовательно, "квинтэссенцией квинтэссенции" основной энергии. Это - нечто, напоминающее настоящую алхимию! Подобная ментальная энергия обосновывается необычной философской концепцией: считается, что она находится там, где материя обладает минимальной способностью к регенерации клеток, - например, в глазах или в мозгу Даосы никогда не говорят о мозге, но они считают, что каждый орган, вырабатывающий основную ментальную энергию, отражает соматотропию мозга.
Сознание или способность человека к развитию - это и есть то, посредством чего проявляется ментальная энергия. Ее местонахождением считается сердце, определяющее движение Инь или Ян мыслящего существа. Так, существующее в нашем языке выражение "иметь сердце" говорит о способности мыслящих существ к радости и к любви. Конечно, речь в этом случае уже не идет о сердце как об органе, но о сердце как движущей силе развития человека (как принято считать в даосской, и в западной эзотерической традиции!). Сердце человека, зеркало Дао, зеркало космоса...
Местопребывание ментальной эенргии
- СЕРДЦЕ; Содержит собственно ментальную энергию: сознание.
- ПОЧКИ; Содержат производящую волю
- ЛЕГКИЕ; Содержат чувствительную душу, которая соединяется с телом после смерти
- ПЕЧЕНЬ; Содержит духовную душу, которая покидает тело после его смерти
- СЕЛЕЗЕНКА; Содержит психическое проявление деятельности человека, то есть мысль.
С начала времен люди пытаются найти себя. За шесть веков до нашей эры древнегреческий мыслитель Фалес из Милета сказал: "Самое трудное - познать самого себя". Эту мысль о самопознании изящно выразил поэт французкого Возрождения Франсуа Вийон в знаменитой "Балладе примет". Прочтите, она невелика. Я знаю, кто по-щегольски одет, Я знаю, весел кто и кто не в духе. Я знаю тьму кромешную и свет, Я знаю - у монаха крест на брюхе, Я знаю, как трезвонят завирухи, Я знаю, врут они, в трубу трубя, Я знаю, свахи кто, кто повитухи, Я знаю все, но только не себя. Я знаю летопись далеких лет, Я знаю, сколько крох в сухой краюхе, Я знаю, что у принца на обед, Я знаю - богачи в тепле и в сухе, Я знаю, что они бывают глухи, Я знаю - нет им дела до тебя, Я знаю все затрещины, все плюхи, Я знаю все, но только не себя. Я знаю, кто работает, кто нет, Я знаю, как румянятся старухи, Я знаю много всяческих примет, Я знаю, как смеются потаскухи, Я знаю - проведут тебя простухи, Я знаю - прпадешь стакой, любя, Я знаю - пропадают с голодухи, Я знаю все, но только не себя. Я знаю , как на мед садятся, мухи, Я знаю Смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. |
|
Анонсы
Фэн-Шуй
В дословном переводе Фэн-Шуй значит "вода и ветер". Как гласит одно мудрое древнекитайское изречение, "поток энергии рассеивается ветром и останавливается на границе вод".
Согласно восточной философии, человек - лишь часть вселенной и у каждого из нас есть свой жизненный потенциал. Задача фэн-шуй - дать этому потенциалу раскрыться в полную меру, чтобы человек не тратил себя на преодоление препятствий и смог сделать в жизни то, что ему предназначено. А это во многом зависит от того, как человек располагает себя в пространстве.
Сакральная медицина
Медицина шаманов и древних египтян, обрядовая медицина аграриев, гностическая, антропософская, ведическая медицина, медицина Дао и методы африканских колдунов, а также и медицина доколумбовой Америки, алхимия, "возвышенное дыхание" йоги, Дзэн, Тайцзи-Цюань, -весь этот огромный опыт и знания нетрадиционной медицины, существовавший в специфических средах обитания, уходят в глубь веков, тысячелетий...
Магия
Магия - это явления природы, которые еще не изучены. Ничего сверхъестественного во Вселенной нет. Магия- это скрытые (от большинства людей) возможности любого предмета, живого существа или растения.
Вы наверняка слышали о таких понятиях как, магия имени, магия растений, магия камней… Магия взгляда… Здесь мы и подошли вплотную к человеку - у него тоже есть своя магия. И чем сложнее организм, а главное - чем более развит его Космический разум, тем более у него возможностей.
Для многих людей магия- это что-то сверхестественное и необъяснимое. Чудо из чудес. Фантастика. Вымысел и так далее. Но есть люди, которые считают магию, одним из искусств, которым может овладеть любой имеющий соответствующие способности и желание обучаться.
Гороскоп
Сколько бы не прошло времени с возникновения астрологии, человек все еще всерьез воспринимает её предсказания. Это наверное от того, что многое сбывается, многое соответствует, многое доказано наукой, как истина. И ко всему сказанному, очень хочеться добавить, кому же нам верить, как не звездам. Звезды не лгут.