Нетрадиционная медицина
ТОНКИЕ (ВОЗВЫШЕННЫЕ) ДЫХАНИЯ
Невозможно исследовать сакральную медицину, не обратившись к феномену дыхания, - в том виде, в котором он был доведен до совершенства цивилизациями Востока. В нашей цивилизации, как это очень хорошо подметил японец Сузуки, одно из наиболее доступных "средств освобождения" можно найти в упражнениях, предлагаемых возвышенными дыханиями Востока, - медициной одновременно профилактической и священной, поскольку, сила жизни достигает своего максимального развития в том случае, когда ничто не препятствует взаимосвязи микрокосма и макрокосма". Именно стремление достичь этой взаимосвязи посредством дыхания объясняет важнрсть открытия в сфере энергий и дыхания в восточных традициях. Они составляют основные направления аутотерапии посвященных.
Святой на Востоке, в отличие от Запада, не характеризуется своей дуалистической природой богочеловека, "человека-бога", то есть как божественная сущность, воплотившаяся в человеческом теле- Святой определяется через идентификацию субъект-объект, микрокосм-макрокосм.
Никто не может отправиться на поиски священного знания, не прислушиваясь к голосу Лао-цзы:
"Для того, чтобы сохранить жизненную силу, необходимо уподобиться новорожденному- его кости мягки, его мускулы гибки , и, тем не менее, он может сжимать с большой силой! Он ничего еще не знает о сексуальном союзе, -и все-таки его половой орган напряжен! Целый день он кричит, -и, несмотря на это, его гортань не может охрипнуть! Весь день он смотрит, - и, тем не менее, его глаза не мигают"
ЭМБРИОНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ
Но для того, чтобы познать высшую мудрость, нам необходимо пойти еще дальше, - перешагнуть через стадию младенчества в еще более ранний период: период эмбрионального или клеточного дыхания. Саморегулирующаяся энергетическая цепь эмбриона является следствием настоящей внутренней алхимии. Дыхание понимается уже не как исключительно легочное, но как энергетический феномен, питающий ткани и внутренние органы. Это происходит с эмбрионом посредством насыщения его кислородом, который переносится с кровью матери.
Каким же образом, с точки зрения энергетической медицины и акупунктуры, дыхание взаимодействует с энергией? Селезенка получает энергию вместе с продуктами питания во время интервала вдох-выдох и затем транспортирует ее в энергию, ассимилирующуюся человеком. Когда подобная трансформация произошла, вдыхаемый воздух, проходящий через селезенку, выделяет за ее пределы энергии, - продукты ее метаболизма. Энергия начинает циркулировать по меридианам: она концентрируется в определенных зонах, соединяясь посредством соответствующих сил - трех полей киновари. Эти три энергетических центра образуют три атанора внутренней алхимии.
Поле верхней киновари зарождается на уровне точки Yin trang (в месте нахождения "третьего глаза" между бровями) и проникает внутрь вплоть до точки Рае Roe (которую китайцы называют также "сто единств" и которая соответствует "Цветку Лотоса", различаемому на изображениях Будды). Это позволяет человеку общаться с небесным Ян. Именно здесь, в этой "полярной звезде" человеке, его духовное тело, находящееся в печени, расстается с его физическим телом смерти.
Поле средней киновари (или "Ярко-Красный Дворец") расположено в области груди. Сердце формирует центр этого поля и служит движущей силой, вовлекающей в движение энергии.
Поле нижней киновари - третий энергетический центр, который носит название "Желтый двор" или "Дверь судьбы". Он проходит на расстоянии трех пальцев от пупка - спереди через точку Tsri (или ki) Рае (или "Море Энергии") и, сзади, - через 4-ю точку "Управляющий Кораблем", или Ming Men ("Дверь Жизни").
Энергия, которая концентрируется в трех полях киновари, питает тканевое дыхание. Эту энергию можно понимать также как дуновение или дыхание, но только не в том смысле, который греки придают слову pneuma. В сущности, речь идет не о том, чтобы "проглотить энергию, стуча в небесный барабан", а просто о процессе дыхания. И здесь мы снова возвращаемся к фундаментальному понятию ритма. Для того, чтобы "бить в небесный барабан", по даосской традиции, необходимо выдохнуть воздух из легких. Затем закрыть рот и держать его закрытым до самого последнего момента, чтобы не могло ускользнуть внутреннее дыхание.
Это внутреннее дыхание проходит у мужчины через медиальный канал, находящийся слева, и у женщины - через канал, расположенный с правой стороны. Можно четко расслышать, как, капля за каплей, оно переливается в направлении средней киновари.
Ментальная сила позволяет затем направлять зту энергию в двух направлениях:
- к области, охваченной болезнью, которую необходимо излечить;
- если же целью является лишь питание жизненного начала, энергия распространяется по всему организму.
Подобная техника называется "растворить дыхание" Как можно увидеть, возвышенное дыхание даосов одинаково удачно применяется как в терапии, так и в профилактике заболеваний.
ОБРЯДЫ И МУЗЫКА
На Дальнем Востоке существуют и другие дыхательные техники - более простые, "ежедневные", и общепринятые, позволяющие человеку вибрировать, достигая с помощью этого космического, естественного, животворящего состояния.
Вспомним, какую важную роль играла для людей древнего Китая музыка и какое место он занимала в их этикете- "Ноты и музыка будоражат кровь и ее каналы, приводят в движение жизненных духов, дают гармонию и справедливость сердцу. Если хотя бы на мгновение перестать соблюдать обряды, за их пределами останется лишь жестокость и высокомерие; если хоть на мгновение отдалиться от музыки, внутри не останется ничего, кроме распущенности и извращенности. Музыка позволяет мудрому возвысить среди людей чувство справедливого распределения. Обря¬ды и музыка являются величайшим утешением в жизни, а чувства, подчиняющиеся этикету, позволяют индивидуумам ритмически, интегрировать каждое свое движение в великую ритмическую систему отношений, образующих вселенную".
Этот анализ Марселя Гранета в равной степени может относится и к японскому искусству, которое, благодаря характеризующему его взаимопроникновению микрокосма и макрокосма, остается областью сакрального, хотя и практикуется непосвященными. Живопись, каллиграфия, церемония чаепития, искусства создания букетов, воинские искусства, - все они основаны на танце, на ритме и движении. Они принимают мир неторопливо, таким, каков он есть, и составляют неотъемлемую часть окружающей их жизни. Все они похожи на театр. Теоретик этого театра великий Дзэами определял его как стремление к согласию, цель которого - сократить разрыв между драматическими событиями пьесы а желаниями публики.
Все подобные способы выражения, с трудом воспринимаемые ментальными структурами западного сознания, основаны, в сущности, на одном и том же: идентификации волевых действий с действиями неосознанными посредством возвышенного Дыхания. В нашем современном культурном контексте без сомнения значительно легче осознать подобный феномен, начиная с практики его физиологического аспекта, - в тех случаях, где он проявляется в различных школах боевых искусств или в определенных "гимнастиках".
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
Школа дзэн - последнее проявление возвышенных дыханий. До ее возникновения индийцам - посредством йоги, и китайцам - через даосизм - были уже известны ее дыхательные, энергетические упражнения. Они состояли в том, чтобы позволить дыханию осуществляться как можно медленнее и тише.
Посмотрим, каким образом можно осуществить эти процессы на энергетическом уровне, если фазу вдоха в процессе дыхания рассматривать в качестве фазы Инь, а фазу выдоха в качестве фазы Ян. На вдохе человек, приводящий в действие ki (мы назовем его "целостный человек" или "посвященный"), сжимает поперечнополосатые мышцы грудной клетки, наполняя грудь воздухом. Отражаясь от всего тела, вдох соответствует фазе напряжения поперечнополосатых мышц, следовательно — фазе сознательного действия. Этот гипертонус поперечнополосатой мускулатуры напоминает гипертонус, которую можно наблюдать в течение фазы медленного сна.
На выдохе автоматическое расслабление поперечнополосатой мускулатуры сопровождается сужением сосудов в мышцах глубоко расположенных внутренних органов, которые группируются и насыщаются. Эта фаза соответствует приведению в действие экстра-пирамидальной системы, вегетативной жизни, оставляя при этом индивидуума инертным, как посаженая в огороде круглая тыква... Эта фаза гипотонизации, распространившаяся от поперечнополосатой мускулатуры, напоминает фазу, которую можно наблюдать в процессе парадоксального сна. Вращательные движения глаз, наблюдаемые в этой фазе, свидетельствуют об активности движущей экстра-пирамидальной системы - точно так же, как это может происходить, например, в процессе регенерирующего Движения, о чем мы поговорим несколько позднее.
В фазе парадоксального сна человек видит сны. Со времен Фрейда каждый знает, что сон является пространством неудовлетворенности, в котором человек освобождается от чувства, избыточных ощущений. Проводимые с тех пор физиологические наблюдения показали, что без снов, то есть будучи лишенным парадоксальной фазы сна, человек очень быстро впадает в состояние упадка психических и духовных сил. Аналогичные эксперименты, практиковавшиеся на животных, показали, что продолжительное лишение сна приводит к смерти. Таким образом, (и это было известно специалистам по нетрадиционной медицине задолго до описанных исследований), подобная фаза сна, которой соответствует фаза выдоха, составляет фазу энергетического насыщения - фазу Ян, без которой материя Инь не может ни обрести, ни реализовать своего физического единства... и единства духовного.
ВЕЛИКАЯ РАБОТА ki
Нормальная циркуляция ki позволяет избавиться от различных аномалий. В связи с этим некоторые реакции тела, такие как срыгивание, зевание, рвота и т.д. позволяют ему обрести свое равновесие.
По мере того, как практикуется движение, фигура распрямляется, таз становится более "закрытым", и бедра более подвижными. По мере того, как в поисках Великого Делания адепт все более углубляет свой опыт познания священных законов, его тело, измененное движением, становится, в свою очередь, катализатором психического эквилибра или дезэквилибра. Itsuo Tsuda добавляет при этом: "Если Движение регенерации имеет омолаживающие или терапевтические эффекты, это является не более, чем второстепенным аспектом, хотя и достаточно очевидным. Это как тень, которая падает от статуи".
Феномены экстрасенсорного восприятия, такие, например, как телепатия, а также ряд других, не противоречат концепции ki. Для Seitai Духовное и физическое является двумя аспектами одного и того же - кi. Перед тем, как добиться эффекта нормализации человеку, практикующему регенерирующее Движение, необходимо пройти следующие фазы:
- Фаза 1-я: расслабление тела;
- фаза 2-я: гиперсенсебилизация;
- фаза 3-я: устранение, очищение, работа в глубинах.
Нам представляется любопытным сравнить эти различные фазы с теми, которые необходимо пройти алхимику. Прежде всего, это Делание в черном, в границах которого алхимик достигает Делания в белом, когда освобожденные дух и тело сравниваются с искрящимся фонтаном. Затем появляется Делание в Красном - фаза сублимации, в течение которой адепт дознает одновременно бессмертие и всеобъемлющее начало. Это фаза несказанной, невыразимой любви.
Регенерирующее Движение можно воспринимать как "Делание в черном" - необходимую подготовку к Айкидо или к Тайцзи, которые, как нам предстоит еще увидеть, позволяют их адептам жить в состоянии "искрящихся фонтаном" радости тела, энергии и духа.
АЙКИДО
Даос Хуан Се утверждал, что обычные люди дышат горлом, тогда как "Истинный Человек" делает это при помощи всего тела, начиная с пяток.
Тем, кто не способен дышать пятками или бедрами, не рекомендуется пытаться практиковать воинские искусства.
Посмотрим на западных атлетов, практикующих подобные искусства из духа соперничества и конкуренции: они известны тем, что не умеют дышать и находится в слиянии с ki.
Полностью разбитые и деформированные тела, преждевременный ревматизм и инвалидность - все это характеризует людей, которые практиковали не воинское искусство Любви, а техники сражения, - окрещенные Дзю-до, Айкидо, Тайцзи и др. Itsuo Tsuda -основателю школы дыхания в Европе, где он стал одновременно инициатором регенерирующего Движения, - посчастливилось в течение десяти лет близко общаться с Учителем Морихэй Уэсиба (Morihei Ueshiba), умершего в апреле 1969 года. Itsuo Tsuda вспоминает, что Учитель выглядел как дедушка, который забавляется с маленькими детьми. Маленького роста, будучи старше их на двадцать восемь лет, он отбрасывал своих противников подобно соломинкам. И этим он был обязан не сверхъестественной силе ума, а дыханию.
Поглаживая свою белую бороду и заботливо склоняясь над ними, он интересовался, не причинил ли он кому-нибудь боль. Нападавшие так и не смогли осознать, что же все-таки с ними произошло: они внезапно как бы перенеслись по воздуху и приземлились вниз головой. Все полностью ему доверяли, зная что он никогда никому не причинит зла. Его идеал выражался следующей формулировкой:
"Мир - это одна семья. Это легко понять, но трудно следовать этому на практике".
Но именно "Это" он и делал. Согласно Учителю Уэсибо, "действие вызывается интуицией, а не волевым усилием или осознанным решением. Интуиция связана с действием настолько естественно, тесно и непосредственно, что между ними не существует никакого разрыва".
Вероятно, подобным образом объясняется и феномен Учителя Уэсиба, приводившего в действие находившееся в нем "Это", совершенно сокращая разрыв между мыслью и действием (во всяком случае, так считает Гроддек).
Айкидо или Путь ki действительно оправдывает свое название!
С начала времен люди пытаются найти себя. За шесть веков до нашей эры древнегреческий мыслитель Фалес из Милета сказал: "Самое трудное - познать самого себя". Эту мысль о самопознании изящно выразил поэт французкого Возрождения Франсуа Вийон в знаменитой "Балладе примет". Прочтите, она невелика. Я знаю, кто по-щегольски одет, Я знаю, весел кто и кто не в духе. Я знаю тьму кромешную и свет, Я знаю - у монаха крест на брюхе, Я знаю, как трезвонят завирухи, Я знаю, врут они, в трубу трубя, Я знаю, свахи кто, кто повитухи, Я знаю все, но только не себя. Я знаю летопись далеких лет, Я знаю, сколько крох в сухой краюхе, Я знаю, что у принца на обед, Я знаю - богачи в тепле и в сухе, Я знаю, что они бывают глухи, Я знаю - нет им дела до тебя, Я знаю все затрещины, все плюхи, Я знаю все, но только не себя. Я знаю, кто работает, кто нет, Я знаю, как румянятся старухи, Я знаю много всяческих примет, Я знаю, как смеются потаскухи, Я знаю - проведут тебя простухи, Я знаю - прпадешь стакой, любя, Я знаю - пропадают с голодухи, Я знаю все, но только не себя. Я знаю , как на мед садятся, мухи, Я знаю Смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. |
|
Анонсы
Фэн-Шуй
В дословном переводе Фэн-Шуй значит "вода и ветер". Как гласит одно мудрое древнекитайское изречение, "поток энергии рассеивается ветром и останавливается на границе вод".
Согласно восточной философии, человек - лишь часть вселенной и у каждого из нас есть свой жизненный потенциал. Задача фэн-шуй - дать этому потенциалу раскрыться в полную меру, чтобы человек не тратил себя на преодоление препятствий и смог сделать в жизни то, что ему предназначено. А это во многом зависит от того, как человек располагает себя в пространстве.
Сакральная медицина
Медицина шаманов и древних египтян, обрядовая медицина аграриев, гностическая, антропософская, ведическая медицина, медицина Дао и методы африканских колдунов, а также и медицина доколумбовой Америки, алхимия, "возвышенное дыхание" йоги, Дзэн, Тайцзи-Цюань, -весь этот огромный опыт и знания нетрадиционной медицины, существовавший в специфических средах обитания, уходят в глубь веков, тысячелетий...
Магия
Магия - это явления природы, которые еще не изучены. Ничего сверхъестественного во Вселенной нет. Магия- это скрытые (от большинства людей) возможности любого предмета, живого существа или растения.
Вы наверняка слышали о таких понятиях как, магия имени, магия растений, магия камней… Магия взгляда… Здесь мы и подошли вплотную к человеку - у него тоже есть своя магия. И чем сложнее организм, а главное - чем более развит его Космический разум, тем более у него возможностей.
Для многих людей магия- это что-то сверхестественное и необъяснимое. Чудо из чудес. Фантастика. Вымысел и так далее. Но есть люди, которые считают магию, одним из искусств, которым может овладеть любой имеющий соответствующие способности и желание обучаться.
Гороскоп
Сколько бы не прошло времени с возникновения астрологии, человек все еще всерьез воспринимает её предсказания. Это наверное от того, что многое сбывается, многое соответствует, многое доказано наукой, как истина. И ко всему сказанному, очень хочеться добавить, кому же нам верить, как не звездам. Звезды не лгут.